Образовательная деятельность ГК «ЭКАН»

Образование – неизменный механизмом развития любого общества и личности человека, её социализации. При этом вопросы получения доступного и качественного образования набирают всё большую актуальность, что связано с рядом причин, одной из которых является многообразие моделей образования и неспособность грамотного комбинирования традиционных подходов с форматами, создаваемыми в результате возрастающего влияния цифровизации на социально-экономические составляющие общества. Для минимизации указанной проблемы и дальнейшего её решения на государственном уровне в Российской Федерации (РФ) принят ряд проектов, направленных на развитие информационного общества в целом (указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 «О стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» [1]), а также, на внедрение цифровых технологий в образовательные процессы (федеральный проект «Молодые профессионалы» [2]; федеральный проект «Цифровая образовательная среда» [3]).

К одной из целей указанных проектов, и в целом образовательной системы РФ, следует отнести реализацию концепции непрерывного образования, что осуществляется на разных образовательных уровнях и различными организациями, к которым также относятся и наукоёмкие предприятия.

«ЭКАН» — это научно-производственная компания, занимающаяся разработкой приборов экспресс-анализа и современного лабораторного оборудования. Производимое компанией оборудование можно классифицировать по следующим тематическим блокам, направлениям деятельности:

  • Инфракрасная спектроскопия,
  • Влагометрия,
  • Оптико-компьютерная диагностика,
  • Вспомогательное лабораторное оборудование.

Каждое направление представлено на рынке приборами и устройствами, часть из которых уникальна и не имеет аналогов в мире. Следовательно, работа с таким оборудованием невозможна без получения новой информации, приобретения дополнительных знаний и навыков, то есть без обучения.

Первыми образовательными форматами ГК «ЭКАН» стали: непосредственное обучение клиентов работе с оборудованием при осуществлении пусконаладочных работ, во время которых наши специалисты объясняли правила эксплуатации приборов; и проведение практических семинаров, на которых желающие могли научиться работать с приборами.

Несмотря на то, что массовая популяризация дистанционных способов коммуникации возникла после распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 в 2020 году, специалисты компании «ЭКАН» начали использовать один из наиболее популярных онлайн-форматов представления информации и общения с коллегами — вебинары — ещё в 2019 году. Проведение вебинаров приобрело регулярный характер и позволило участникам вебинара получать актуальную информацию о приборах и новых методах исследований, обсуждать актуальные вопросы, обмениваться информацией, делиться новостями.

Являясь наукоёмким предприятием и производя нанотехнологическое оборудование, компания «ЭКАН» неразрывно связана с наукой — это располагает к использованию такой классической формы обмена знаниями и опытом, как конференция. В 2021 г. на базе ГК «ЭКАН» была проведена первая научно-практическая конференция «Технологии. Метрология. Стандартизация», формат которой был тепло принят нашими коллегами, а также способствовал приобретению и укреплению партнёрских отношений между участниками, и поиску нетривиальных решений по актуальным вопросам стандартизации и метрологии.

В 2022 и 2023 гг. были проведены вторая и третья конференции соответственно, на которых обсуждались вопросы разработки и внедрения новых технологий, метрологического сопровождения и стандартизации в области приборостроения. Состав участников, количество обсуждаемых тем и полученная от наших коллег обратная связь свидетельствуют о том, что конференция «Технологии. Метрология. Стандартизация» является значимым образовательным событием и примером эффективной реализации научной коммуникации [5]. 25-27 сентября 2024 г. на базе ГК «ЭКАН» планируется проведение четвертой конференции, к которой могут присоединиться все заинтересованные и желающие.

Таким образом, на протяжении продолжительного времени ГК «ЭКАН» в разных формах занималась обучением, а образование выступает одним из значимых направлений деятельности предприятия.

Учитывая, что образование представляет собой организованный и устойчивый процесс коммуникации между обучающимися и обучающими, компанией «ЭКАН» было принято решение структурировать и усовершенствовать образовательные процессы, происходящие на базе предприятия. Так в 2022 г. была получена лицензия на осуществление образовательной деятельности и разработана программа повышения квалификации «Современные методы определения качества сельскохозяйственных культур и продуктов их переработки». Программа рассчитана на 24 часа и предполагает повышение квалификации специалистов с выдачей удостоверения государственного образца [7].

Дополнительное профессиональное образование (ДПО), с одной стороны, обеспечивает расширение конкурентных преимуществ специалиста, а также повышает профессиональную компетентность. С другой стороны, регулярное прохождение курсов ДПО является обязательным требованием, например, для сотрудников аккредитованных лабораторий. Предлагаемая программа способствует освоению специалистами навыков работы с оборудованием, которое вносится в государственный реестр, а также новых методов, активно стандартизируемых силами компании «ЭКАН».

Прохождение данной программы доступно в очной и дистанционной форме. Данный курс создан для специалистов, уже знакомых с оборудованием компании или желающих его приобрести.

Приобретение, так называемых, hard skills – «жёстких навыков» (умения и навыки человека, чаще всего связанные с технической стороной работы, без которых невозможна конкретная профессиональная деятельность) с помощью внедрения дистанционных технологий является мировым феноменом на образовательном рынке. Об этом свидетельствуют прогнозируемые размеры рынка образовательных цифровых технологий [8], а также, соотношение количества людей, обучающихся онлайн и в традиционном очном формате [6].

Популяризация качественного онлайн-образования — это ключевая тенденция современного рынка образования, что обосновывается рядом факторов, главным из которых выступают преимущества онлайн-формата. Это, в первую очередь, экономия временных затрат, возможность повышать профессиональные качества из любой точки мира, узконаправленность обучения, то есть предоставление ключевых знаний по конкретной тематике, удобство, гибкость и разноплановость форматов обучения [4].

Когда речь заходит о недостатках онлайн-образования, чаще всего обучающиеся указывают на неудобство и неэффективность формата, отсутствие личного контакта с лектором, из-за чего снижается мотивация в обучении.

При создании концепции онлайн-курса закладывались соответствующие образовательные цели, ключевой из которых является приобретение практических умений обучающимися при работе с оборудованием ГК «ЭКАН». Для реализации указанной цели и приобретения курсом прикладного характера была отобрана необходимая теоретическая информация, спроектированы соответствующие практико-ориентированные задания, онлайн-встречи и предоставлена постоянная обратная связь.

Для размещения материалов курса была выбрана платформа Zenclass, интерфейс и функционал которой являются интуитивно понятными для пользователей. Программа курса состоит из пяти модулей, первый из которых — это введение, в нём поставлены цели обучения и объяснена структура курса. Каждый из модулей посвящён определённому тематическому блоку, в каждом из которых представлены приборы, реализующие как современные, так и классические методы лабораторных исследований. Программа рассчитана на 24 академических часа, но выделяется на её прохождение три недели. Такой временной промежуток позволяет обучающимся выбрать удобное для них время для ознакомления с материалом и в собственном темпе освоить программу. Фиксированными по времени являются практические онлайн-занятия, запись которых также сохраняется. Данные встречи будут проходит в виде урока, на котором учащиеся смогут лично задать вопросы, уточнить непонятные моменты и, одновременно с лектором, разобраться с особенностями работы прибора.

Важно отметить, что для корректной работы с современными лабораторными инструментами необходимо не только освоить практические навыки работы, но и разобраться с фундаментальной научной базой. Это нужно для того, чтобы в дальнейшем избежать ряда ошибок и снизить количество вопросов, а также для общего понимания, какой прибор и метод необходим для решения ваших задач.

Пробелы в базовых знаниях являются проблемой не только ДПО, но и в целом образования. В общественном сознании часто наблюдается убеждение, что ответы на вопросы из разряда «почему море синее, а вода в стакане прозрачная» не несёт никакой практической ценности в дальнейшей профессиональной деятельности. Более того, часто людям трудно сразу ответить на поставленные вопросы. Например, в связи с непониманием принципа ИК-метода в дальнейшем могут возникнуть сложности в выборе прибора для решения тех или иных задач и, как следствие, несоответствие ожидаемого результата и реальности. Поэтому ответ на вышеприведённый вопрос можно найти в уроке 6 модуля 2, посвящённом инфракрасной спектроскопии. Также модуль 2 познакомит слушателей с линейкой ИК-анализаторов ГК «ЭКАН», нормативно-правовой документацией, базой градуировочных уравнений.

Каждый урок включает в себя лекции, видеоуроки, визуальные сопроводительные материалы, то есть представлен разными видами информации для того, чтобы каждый обучающийся мог найти наиболее эффективный и легко осваиваемый для него формат.

Важным составляющим модулей являются блоки «Ваши вопросы», в которых собраны наиболее частые вопросы, задаваемые в процессе работы или на вебинарах, и «Дополнительные материалы», благодаря которым обучающиеся могут углубить свои знания по теме.

Освоение программы проверяется с помощью заданий (тестов и кейсовых ситуаций), которые предлагаются для выполнения участникам курса после каждого модуля. Кроме того, слушатели курса должны записать видео по работе с определённым оборудованием компании. Сразу после успешного прохождения модулей учащиеся получают удостоверение о прохождении курса повышения квалификации государственного образца.

Таким образом, образовательная деятельность – неотъемлемая часть деятельности ГК «ЭКАН», наряду с созданием приборов и лабораторного оборудования, их реализацией на рынке и обслуживанием. В данном цикле образование выступает компонентом, позволяющим успешно создавать, внедрять и эксплуатировать новые технологии в агропромышленном комплексе Российской Федерации.

Кулик А. С., руководитель учебно-методического отдела ООО «ЭКАН-СЕРВИС»

Печатные источники:
  1. О стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы: указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 // Система ГАРАНТ. – 2017. – 17 с.
  2. Федеральный проект «Молодые профессионалы» [Электронный ресурс]. – URL: Минпросвещения России (edu.gov.ru) (дата обращения – 09.04.2024).
  3. Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» [Электронный ресурс]. – URL: Минпросвещения России (edu.gov.ru) (дата обращения – 09.04.2024).
  4. Фетисова, О. В. Специфика дополнительного профессионального образования в современной России [Текст] / О. В. Фетисова, В. В. Шеховцов // Гуманитарий Юга России. – 2017. – № 5. – С. 287–296.
  5. Ежегодная международная научно-практическая конференция «Технологии. Метрология. Стандартизация» [Электронный ресурс]. – URL: Конференция «Технологии.Метрология.Стандартизация» 2023 (tilda.ws) (дата обращения – 09.04.2024).
  6. Исследование российского рынка онлайн-образования: построение EdTech-экосистем, усиление роли государства, выход на международный рынок [Электронный ресурс]. – URL: ЭКАН-СЕРВИС. Техническая поддержка и сервисное обслуживание оборудования | Сведения об образовательной деятельности (ekan-service.ru) (дата обращения – 09.04.2024).
  7. Сведения об образовательной организации [Электронный ресурс]. – URL: Исследование российского рынка онлайн-образования (netology.ru) (дата обращения – 09.04.2024).
  8. How Important Is Technology in Education? Benefits, Challenges, and Impact on Students [Electronic resource]. – URL: How Important Is Technology in Education? | American University (дата обращения – 09.04.2024).

Скачать в формате PDF

Опубликовано: 7 мая 2024
Читайте нас в Telegram

Узнавайте первыми все актуальные новости компании, читайте наши статьи